С 11 по 20 июня в ДК «Мир» прошла выставка живописи Владислава Кравчука.
Мы каждый год имеем счастливую возможность посетить у себя в Дубне выставку такого высокого уровня,
что воспринимаем это как обыденность, не задумываясь, каких высот достиг молодой художник.
А между тем задержите свое внимание на этом перечне: более 50 выставок в России и за рубежом, из которых
22 персональных; вместе с Никасом Сафроновым в 2004 г. представлял Россию на Первом Международном арт-салоне в Пекине в Национальном музее Китая и там же в марте 2006 г. участвовал в выставке «Коллекция тысячелетия»; выставлялся на 10-м и 11-м Московском международном салоне ЦДХ-2007 и ЦДХ-2008; его картины продают с престижных международных аукционов.
И каждый год этот список пополняется всё более престижными достижениями и победами.
И мне отрадно было прочесть в книге отзывов искренние слова благодарности от дубненцев:
«В Ваших картинах только позитив. Каждую персональную выставку ждем как событие для города и праздник для души». «Столько жизненной энергии получаем, находясь рядом!»
Творчество Владислава действительно позитивно. Это ощущается уже при входе на выставку, когда взгляду открываются сочные ярко-красные огромные маки!
Один-три цветка на полотне! Не за что зацепиться, так как нет сюжета, где можно было бы развернуться
и поработать над композицией. Художник может играть только цветом, лепкой мазка, чтобы заструился свет
и цветок ожил в пространстве, засветился, заставил нас поверить в то, что он настоящий, хотя буквально рукотворно вылепленный красками.
И это Владислав делает блестяще! Цветы — один из любимых мотивов в его творчестве.
Гены, окружение в детстве в семье? Дядя по линии матери был художником по тканям, закончил Ивановское художественное училище, а отец, Николай Петрович Кравчук, физик по профессии, до сих пор серьезно увлекается ювелирным искусством, в котором, цветы как мотив занимают одно из первых мест. Да, возможно, отсюда вырастают корни увлеченности цветочными панно, которые очень эффектно и декоративно смотрятся сегодня в современном интерьере.
Но это лишь маленький кусочек его фантазии, возможность выплеснуть ликующую радость на полотно.
Далее наш взгляд переносится на пейзажи, которые занимают лидирующее место на выставке.
И здесь рядом с экспрессивными, потрясающе мощными морскими стихиями живут романтические лесные озера и речки, тихие уютные островки природы, будто спрятанные от всеобщего созерцания, открывающиеся только внимательному взгляду художника, который, как никто другой, может оценить пленительную, неброскую красоту потайных уголков.
На этой стороне живописи Владислава, как правило, не акцентируют внимания, но она явно присутствует. Я это почувствовала еще в конце 90-х годов, попав на его, к сожалению, единственную, как показало время, выставку акварели. Тогда после окончания Тверского училища им. Венецианова он только поступил в Московский художественно-промышленный институт им. Строганова. Меня поразила мягкая лиричность переданного настроения в картинах, с которым удивительно гармонировали очень точно подобранные, изумительно красивые названия каждой акварели.
Теперь, уже в масле, которому Владислав безоговорочно отдал предпочтение, я вновь почувствовала то первое впечатление от его акварели.
Вот «Лесное озеро». Такой трудный и нелюбимый художниками зеленый цвет пойман настолько верно, что ты совершенно определенно попадаешь в теплый звенящий май: поют соловьи, а их песни растворяются в разноцветных тенях и бликах, взвесью висящих в воздухе картины, и природа словно замыкает тебя в своем уютном пространстве.
В «Лесной реке» луч солнца случайно заглянул под ветви деревьев, на мгновенье раскрыв тайну сияния солнечного света, и тут же испугался своего вторжения в благородное царство ничуть не уступающих ему по красоте шикарных синих теней.
А вот, судя по отзывам, любимая картина зрителей. Называется она «Мостик». Первые признаки осени, очень робкие, на полотне это вкрапление желто-охристых оттенков в изумительно богатый зеленый, будто зашла эта фея пока лишь в гости к еще уверенному в себе Лету и ведет свой разноцветный разговор. А ты мысленно стоишь на мостике в тихой, нежной тишине и слушаешь этот игривый разговор.
Так через уголки природы и парковый пейзаж мы попадаем в город Владислава Кравчука, еще один любимый мотив его творчества.
Думаю, найдется немало людей в Дубне, которые восхищенно вспоминают его московские городские пейзажи, выставляемые в «Эврике».
Выполненные в сдержанной охристо-серой цветовой гамме, вторящей нашему дождливому климату, они поданы так романтично, что трудно оторвать взгляд от работы — так завораживают тебя эти улицы знакомой и в то же время вдруг новой Москвы.
Сегодня Москва у Владислава другая, она стала солнечнее — от соседства ли с радужной Венецией или от другого настроения художника, не важно. И города его сегодня сверкают многоцветьем, переливаясь бликами на воде под арками мостов и тенями на мостовых. Они словно умыты дождем и счастливо улыбаются наступающему или уходящему дню.
Но и здесь рядом с царящей свободой и буйством красок вы найдете уютную романтику и лиричность.
В центре слева «Венецианская улица», изящно вписанная в вертикальный формат холста. Вы вдруг переноситесь на мостик, легко обозначенный двумя- тремя линиями мастихина, будто росчерком пера (этот прием стал визитной карточкой художника). Опять торжествует и парит доминантой цвет, и сколько гармонии в нем! Мазок смелый и крупный, но город не давит на тебя. Наоборот, легко и трепетно переливается цветными тенями, тонко подобранными соотношениями красок. И нет ощущения тяжести, «сделанности» в работе, картина кажется написанной на одном дыхании. Художник работает цветом так виртуозно, что по восприятию «рисунок красок» граничит с ажурностью графики, которой на самом деле нет. Дома, которые, кажется, смыкаются над головой, словно обнимают тебя, приглашая окунуться в созерцание их зеркальных отражений в мерцающей воде.
Безусловно, в истоках творчества Владислава — французский импрессионизм, течение в живописи в конце XXI века, которое в чистом виде просуществовало всего 10 лет, подарив миру всего10 выставок, после чего художники К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсаро, Э. Дега, П. Сезанн, Б. Моризо, создавшие это течение, пошли каждый своим путем.
Они отказались от темных земляных красок и наносили на холст чистые спектральные цвета, почти не смешивая их предварительно на палитре. Небо на их полотнах могло стать зеленым, а трава синей.
Но глядя на их картины, вы об этом не задумываетесь, потому что достигается эффект создания impression — впечатления сиюминутного состояния в природе, того изумительного состояния души человека, когда обыденное превращается в прекрасное, стоит художнику передать тонкие нюансы цвета.
Он разный, Владислав Кравчук. Но в то же время он имеет свой почерк, свое лицо, и его живопись узнаваема, что само за себя говорит о сформировавшемся мастере. Но, внимание! Посмотрите на «Ночную Прагу»! Эта картина уже другая, она единственная такая на выставке. Что это, начало нового пути в творчестве? Вот тем и интересен настоящий художник, что он всё время меняется, потому что ищет. «Сегодня я такой», — сказал на открытии одной из выставок Владислав.
В восемь лет у него был свой мольберт и он твердо знал, что будет художником. Он стал им, остался верен своей живописи. Он много работает в своей мастерской у речного вокзала в Москве и постоянно ищет, двигаясь вперед.
Он живет сегодняшним днем, не думая и не взвешивая день завтрашний, полностью посвящая себя искусству.
Ольга ТРИФОНОВА, художник
Источник: Газета «Встреча» от 3 июля 2008 г.