Изучение современного искусства всегда сложно для специалистов. Осмыслить, систематизировать и дать определение процессам, находящимся в стадии становления, практически невозможно. Современное искусство эклектично, ассоциативно и остро субъективно. Есть различные школы, объединяющие формально близких художников, есть экспериментальное направление, представленное в отделе новых и новейших течений в экспозиции Третьяковской галереи и музея современного искусства «Гараж», но нет мощного потока, каким были, например, импрессионизм или экспрессионизм, охватившие и обновившие культурную жизнь многих стран. Подчас сами художники пытаются осознать свою причастность тому или иному стилю, той или иной традиции. На этом пути «самопознания» они неизбежно обращаются к традиции, классической или авангардной, то есть к художественным явлениям с четко выраженными формальными признаками.
Но не все и не всегда способны пристально вглядываться и вдумываться в идеи и приемы талантливых мастеров прошлого. Осознать и, не впадая в плагиат, по-своему интерпретировать идеи и приемы того или иного стиля могут не все. Получить профессиональное образование бывает недостаточно. Важно найти себя, свой метод познания мира и форму, в которой воплотятся ваши мысли и ваш взгляд на мир. А еще хорошо, когда художнику есть что сказать нам, зрителям.
Контекст нашей реальности непрост и даже тревожен. Многие усматривают в нем сходство с ситуацией начала ХХ века, когда в воздухе носилось ощущение надвигающейся катастрофы. Тем ценнее встретить художника, чье творчество проникнуто оптимизмом. Темы, которые разрабатывает Влад Кравчук, неизменны в искусстве разных эпох. Это природа, виды городов мира, цветочные мотивы. Но оригинальным является позитивное настроение, присутствующее в его творчестве, непривычное в наше рефлексирующее и несколько депрессивное время. Картины Влада Кравчука полны света, даже когда он пишет ночные или осенние виды. Традиция такого искусства уходит в эпоху рубежа XIX—XX вв.еков, когда настоящий переворот в искусстве и в сознании людей совершили французские художники-импрессионисты. Они научили людей ценить каждое впечатление быстротекущей жизни, постигли тайну очарования привычных вещей и сумели «остановить прекрасные мгновения бытия». Бессмертная традиция импрессионизма (французского искусства) навечно вошла в сознание и творчество русских художников и XIX—XXI вв.еков.
Стремление запечатлеть ускользающее впечатление, недлительное состояние природы увлекало мастеров разных стран. Работы последователей такого приема лишены сюжета, элементов повествовательности, они не стремятся к пространному описанию реального мотива. Они творят новую реальность — живописную. А эта реальность сложна, многослойна и дает безграничные возможности самовыражения.
Главная особенность живописи художников подобного склада — этюдность. Целостность природного образа не является самоцелью мастера. Этюд не предполагает изображения никакого события, кроме события живописно-красочного и светового. Свет представлен в картинах Кравчука в разных ипостасях — свет вечерний, свет полуденный и даже искусственный, подобный свету театральной рампы.
Художнику свойственен язык предельных эмоциональных состояний. Он выражает экспрессию энергичными ударами кисти. В этой манере этюдности и красочности содержится острое ощущение контакта с природой,
вчувствование в ее жизнь. При помощи энергии цвета, стихии красочного слоя Влад передает вибрацию цветосветовой субстанции мира.
В наше время жизнь, особенно в городе, почти лишена красочности, поэтому так приятно смотреть на картины Влада Кравчука. Его полотна целительны для психики современного человека, они не напрягают, не беспокоят, но радуют. Художник абсолютно позитивен. Суть его искусства — красота мира и радость жизни.
Любовь Головина,
старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи,
куратор выставочных процессов